СТРОКИ, ПРОПАХШИЕ ПОРОХОМ. 5 мая 1915 г. родился поэт-фронтовик Евгений Долматовский

05.05.2021 статья

Триумфальные ворота

СТРОКИ, ПРОПАХШИЕ ПОРОХОМ

 

Евгений Долматовский прошёл войну от самого начала до победного конца

 

Фото: Митинг советских воинов у Бранденбургских ворот. Выступает поэт Е. Долматовский. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов

 

 

В отечественной литературе имя Евгения Долматовского в первую очередь ассоциируется с текстами замечательных песен, которые были популярны у нескольких поколений советских людей. «Случайный вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» на музыку М. Г. Фрадкина, «Сормовская лирическая» на музыку Б. А. Мокроусова, «Моя любимая» на музыку М. И. Блантера, «Любимый город», «Лизавета» на музыку Н. В. Богословского – таков далеко не полный перечень его песенных шедевров, снискавших поистине всенародную любовь.

Мальчик из интеллигентной еврейской семьи, сын известного московского адвоката, прожил жизнь, полную тревог и побед, невзгод и счастья. Евгений Аронович родился 5 мая 1915 года в Москве. Отец будущего поэта, Арон Семёнович, преподавал в Московском юридическом институте и состоял членом Московской городской коллегии защитников.

Октябрьская революция кардинально изменила привычный уклад жизни Долматовских. Голод, разруха, неустроенный быт сполна коснулись семьи. Родители отправили детей подальше от центра революционных волнений – к родственникам в Ростов-на-Дону. Воссоединилась семья Долматовских лишь в середине 1920-х. «…Мы жили вчетвером в крохотной комнате в Кривоарбатском переулке и на себе испытали все новаторские попытки создать новую советскую систему образования», – вспоминал позже Евгений Аронович. Женю определили по месту жительства в школу № 7 Хамовнического района. Раньше это была знаменитая женская гимназия Хвостовых. Школа давала приличное образование. Многие из товарищей Долматовского впоследствии стали крупными учёными. В их числе создатель автоматических межпланетных станций Г. Н. Бабакин, один из идеологов советской космической программы, президент Академии наук СССР М. В. Келдыш, знаменитый биофизик и биохимик А. А. Красновский. А школьным пионервожатым был будущий летописец Арбата прозаик А. Н. Рыбаков.

Евгений с энтузиазмом воспринимал происходившие в стране процессы строительства нового государства. Переполнявшие его эмоции выливались в газетные и журнальные строчки. В пятнадцать лет Долматовский уже публиковал небольшие заметки в газетах для подростков – «Пионер», «Дружные ребята», «Пионерская правда». Там же, в «Пионерской правде», появились в 1930 году и его первые стихи. Однажды ему удалось прочитать несколько своих творений Владимиру Маяковскому. Знаменитый поэт раскритиковал Женю за подражание акмеистам и призвал писать о том, что ему близко и понятно. После разговора с мэтром у Долматовского появились стихи о друзьях-пионерах, счастливом детстве и вере в светлое будущее.

После школы, недолго поучившись в педагогическом техникуме, Евгений принимает решение строить это будущее на практике. Вдохновлённый комсомольским призывом, он в 1932 году отправляется строить первую очередь Московского метрополитена. Будущий поэт устроился в шахту «Охотный ряд» проходчиком и откатчиком. Позже, в 1956 году, Долматовский написал о том времени, об энтузиазме первых комсомольцев в романе «Добровольцы». Это произведение было положено в основу сюжета одноимённого фильма, который имел большой успех у зрителей.

 

Вдохновлённый комсомольским призывом, он в 1932 году отправляется строить первую очередь Московского метрополитена

 

Тяга к поэзии привела Евгения в Литературный институт имени М. Горького. Он начинает учиться заочно, ещё работая в Метрострое, в 1933 году. Его сокурсниками были поэты Константин Симонов, с которым впоследствии его связала многолетняя дружба, Михаил Матусовский, Маргарита Алигер. Через год вышел небольшой поэтический сборник стихотворений Долматовского под названием «Лирика». Вскоре увидела свет его книга стихов «День». В 1937 году Евгения приняли в Союз писателей СССР. Тогда же, после получения диплома об окончании института, ему предложили отправиться на Дальний Восток для организации местного отделения Союза писателей. Жаждавший новых впечатлений Долматовский с воодушевлением воспринял ту поездку. «Моя служба на Дальнем Востоке оказалась строительством фундамента дальнейшей жизни, – позже написал в своих воспоминаниях Евгений Аронович. – Горячей линией была граница, я выезжал не раз на те заставы, где происходили инциденты, проще говоря, боевые столкновения с японскими милитаристами».

 

Фото: Поэт Евгений Долматовский со скульптурной головой Гитлера в Берлине. Источник: waralbum.ru

 

Командировка вдохновила Долматовского на создание нового цикла произведений. Он вернулся в Москву с готовым сборником «Дальневосточные стихи» и твёрдым намерением навсегда связать свою жизнь с Красной Армией, стать её бойцом и поэтом.

В 1939 году Евгений Аронович в числе группы писателей, среди которых были А. А. Сурков, К. М. Симонов, М. И. Алигер, Л. А. Кассиль, был удостоен ордена «Знак Почёта».

Каждое его творение находило горячий отклик в сердцах советских людей. Так, настоящим хитом стала песня «Любимый город», написанная им в соавторстве с композитором Никитой Богословским. Интересна история её создания. Режиссер Эдуард Пенцлин снимал фильм «Истребители». Ему хотелось, чтобы в одной из сцен на выпускном вечере юноши и девушки спели что-то о прощании со школой. Обратились к Долматовскому с просьбой написать текст песни. Он быстро справился с этой задачей. Но исполнитель главной роли Марк Бернес предложил включить в сюжет фильма ещё одну песню – про лётчиков. Режиссёр был не против, но никак не мог понять, какой она должна быть. Евгений Аронович вместе с Никитой Богословским сочиняют ещё одну песню, однако её забраковал директор студии. «Нет мужества!» – таков был его вердикт. Тогда авторы на свой страх и риск просят снять песню на киноплёнку за их собственный счёт. До последнего момента не был решён вопрос о том, войдёт ли она в фильм. Но пока ответственные функционеры взвешивали все за и против, на Киевской студии уже вовсю распевали: «Любимый город может спать спокойно». Так песня вошла в кинофильм и в сердца советских людей.

К слову, в 1940 году «Истребители» стал лидером советского кинопроката, его посмотрели более 27 миллионов человек.

 

Настоящим хитом стала песня «Любимый город», написанная им в соавторстве с композитором Никитой Богословским

 

После выхода фильма, в сентябре 1939-го, Долматовскому предложили стать военным корреспондентом. Он согласился без раздумий. Ему присвоили звание интенданта 3-го ранга и отправили в Белорусский военный округ. Там он освещал освободительный поход РККА в Западную Украину и Белоруссию. Потом его перевели в действующую армию, штурмовавшую линию Маннергейма. Командование не раз отмечало смелость, инициативу и активность журналиста. Долматовский был удостоен медали «За боевые заслуги».

Помимо работы в военных газетах, Евгений продолжал литературную деятельность. В 1940 году вышла его книга «Три времени года», в 1941-м – поэтический цикл «Московские рассветы». В стихотворениях тех лет выразилось предощущение войны и великой трагедии, которую предстояло пережить советскому народу.

С началом Великой Отечественной войны Долматовский – военкор-писатель газеты «Звезда Советов» 6-й армии Юго-Западного фронта и одновременно военный корреспондент «Комсомольской правды». Чуть позже его ввели в штат газеты «Красная Армия» Юго-Западного фронта.

Евгению Ароновичу пришлось пройти через многие испытания. В августе 1941 года во время тяжёлых боёв под Киевом он попал в окружение под Уманью и был захвачен в плен, будучи контуженным и раненным в голову и руку. Его бросили в концлагерь, который фашисты спешно организовали на окраине Умани для тысяч военнопленных красноармейцев. На территории глиняного карьера просто вырыли яму глубиной до 15 метров. На заключённых лил дождь, их палило солнце. Зверства, чинимые там фашистами, потрясают жестокостью. Леденящее душу название – Уманская яма – не только быстро распространилось по окрестным сёлам, но и перешло за линию фронта.

Евгению Долматовскому удалось бежать из этого ада. Но сил догнать отступающие войска не было. На помощь пришли местные жители, простая украинская семья Вербиных, которые выходили его и подняли на ноги, делились всем, что у них было.

Как только Евгений немного поправился, он тут же направился в сторону фронта. Но по дороге он был задержан итальянским патрулём и вновь доставлен в лагерь военнопленных, но уже в Белую Церковь. Однако и оттуда через некоторое время он смог совершить побег. Пробирался к своим по оккупированной территории. В дырявой лодке с деревенскими мальчишками кое-как переправился через Днепр, а дальше лесами, партизанскими тропами – через линию фронта. Только под Воронежем Долматовский нашёл редакцию своей газеты «Красная Армия». Это было 8 ноября 1941 года.

Вот что вспоминал о том времени сотрудник газеты Борис Палийчук: «Глубокой осенью 1941 года в воронежское музыкальное училище, где тогда располагалась наша редакция, пришёл бородатый, вырвавшийся из фашистского лагеря смерти Евгений Долматовский. С присущей ему энергией сразу же включился в работу. Вместе с композитором Марком Фрадкиным написал песню о Днепре. Песня была напечатана в газете и подхвачена буквально всем фронтом. Никогда не забуду, с каким воодушевлением исполнил эту песню фронтовой ансамбль в нетопленом, холодном воронежском цирке. Помещение было переполнено. Большинство – раненые в повязках, на костылях. По суровым солдатским лицам струились слезы…»

 

Фото: Три товарища: Роман Кармен, Евгений Долматовский, Евгений Халдей. Место съемки: Германия, Берлин. Дата съемки: 2 мая 1945. Источник: МАММ/МДФ

 

Пока Евгений Аронович находился в плену, некий «очевидец» сообщил в Союз писателей, что Долматовский погиб. Там даже провели вечер его памяти. Не надеясь застать друга в живых, Константин Симонов посвятил ему стихотворение «Мы не увидимся с тобой…», вошедшее в сборник «С тобой и без тебя». Однако мать поэта не поверила в его смерть и отказалась идти на поминальное собрание. Вскоре она получила письмо от сына с лаконичным описанием доставшихся на его долю испытаний. Читая его, поражаешься, что, испытав нечеловеческие страдания, Долматовский был полон оптимизма и веры в победу над врагом. «Я должен пройти весь путь обратно, но уже в составе наступающей армии. Твой неистребимый сын», – такими словами завершается послание Евгения.

Примечательна ещё одна история, связанная с пленом поэта. В своей книге «Очевидец» Евгений Аронович поведал, как группу заключённых собрали у здания бывшей школы и усадили за выброшенные из классов парты. Лил холодный дождь. На крыльцо вышел переводчик и объявил, что выступит генерал фон Даниэльс. Несмотря на туманный заслон, вызванный ранением, Долматовский отчётливо запомнил, с каким высокомерием разглагольствовал о ходе войны гитлеровский военачальник. Он заявил, что СССР разгромлен, а вермахт непобедим. После спасения, уже будучи на фронте под Сталинградом, в феврале 1943 года Евгению Ароновичу стало известно, что среди гитлеровских военачальников, взятых там в плен, был и командир 376-й пехотной дивизии 6-й полевой армии вермахта фон Даниэльс, ставший уже генерал-лейтенантом. Долматовский обратился к командующему Донским фронтом К. К. Рокоссовскому с просьбой провести для вражеского генерала «урок истории». Даниэльса посадили за школьную парту. В класс вошёл Евгений Долматовский и по-немецки спросил: «Вы меня не узнаете?» Тот удивился: мол, откуда ему знать вошедшего. Тогда военный корреспондент напомнил ему лекцию под Уманью…

События начального периода войны ярко раскрыты в поэме Долматовского «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Боям под Уманью посвящена его военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама».

Многие произведения Долматовского – это хроника событий, написанная поэтической строкой, своего рода исторические документы, обладающие потрясающей эмоциональной силой и спустя десятилетия. Даже сегодня нельзя без волнения читать репортажи, которые он отправлял в дни сражений с северного фаса Курской дуги. Поныровская земля тогда стала ареной жесточайшего сражения, переломившего ход Второй мировой войны. То, что увидел там в жаркие июльские дни Евгений Аронович, оставило в его душе неизгладимый след и нашло отражение в творчестве. Немало его стихов посвящено воинам-героям, стоявшим насмерть и не пропустившим врага к Курску. Это и стихотворение «Сирень», и, конечно, поэма «Поныри», написанная в 1943 году. Тогда же родилась песня «О Понырях», музыку к которой сочинил Матвей Блантер.

В 1943-м в газете «Красная Армия» появилось ещё одно стихотворение, которое стало песней. Евгений Долматовский написал его в ноябре в только что освобождённом Гомеле. До этого уже были освобождены Орёл и Брянск. Сопровождая войска, Долматовский заметил одну странную особенность: последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстоит брать. В Орле это была Брянская улица, в Брянске – Гомельская, в Гомеле – Минская. Про это он и написал в небольшом стихотворении «Улицы-дороги».

 

С боем взяли мы Орёл,
город весь прошли
И последней улицы название прочли.
А название такое – слово прямо
боевое.
Брянская улица по городу идёт.
Брянская улица на запад нас ведёт.
Выписка из наградного листа.

 

Напечатав стихи в газете, Долматовский отправил их и Марку Фрадкину – может, получится песня? Но ответа от композитора не последовало. Каково же было его удивление, когда через год он услышал по радио задорную песню воинов-освободителей на свои стихи в исполнении легендарного Леонида Утёсова, только в слегка обработанном виде. Вместо призыва «Вперёд, на Минск!» в конце песни звучали слова «На Берлин!».

Сотрудничество Евгения Долматовского в годы войны с композиторами Н. В. Богословским, М. Г. Фрадкиным, В. П. Соловьёвым-Седым обогатило отечественную культуру превосходными образцами жанра. Тонкий лиризм и душевность, близкая в основе своей традиционному русскому романсу, отразились в текстах таких всенародно любимых песен, как «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» (1941 г.), «Ночь коротка, спят облака», «Я уходил тогда в поход…» (1941 г.), «Офицерский вальс» (1943 г.). Евгений Аронович написал много стихотворений, и каждое из них находило отклик в душе бойцов и командиров. Строчки из газет переписывали, заучивали наизусть. Нередко солдаты носили в кармане шинели или гимнастёрки газетный листок с полюбившимися стихами. Они помогали выжить, оставаться человеком в нечеловеческих условиях войны.

 

 

В послевоенные годы воспоминания  о пережитом не отпускали поэта. Об этом были стихи из его новых книг, песни для новых кинофильмов

В военное время выходят и новые книги Долматовского – «Песня о Днепре», «Стихи о Сталинграде», «Степная тетрадь», «Вера в победу. Стихи 1941–1943 гг.».


Участник ряда ключевых сражений Великой Отечественной, Евгений Аронович воспринимал свою фронтовую ипостась так: «Моя должность в военных служебных предписаниях была сформулирована кратко: поэт. Это значило, что я стреляю во врага стихами и песнями. Но идиллическое название моей должности не помешало получить ранения в голову, руку и ногу, попасть в самом начале войны в окружение, узнать войну не со стороны. В должности поэта я был в Сталинграде, на Курской дуге, при форсировании Днепра, Вислы и Одера и вот, наконец, оказался в Берлине».

1 мая 1945 года Долматовский и корреспондент «Правды» писатель Всеволод Вишневский вели стенографический отчёт переговоров командующего войсками 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта генерал-полковника В. И. Чуйкова и заместителя командующего 1-м Белорусским фронтом генерала армии В. Д. Соколовского с комендантом Берлина генералом Гансом Кребсом о сдаче столицы рейха.

На память о том дне в семейном архиве Долматовских осталась необычная фотография. Сам Евгений Аронович так рассказывал о моменте, который запечатлён на снимке:

 

«В зале заседаний рейхстага я нашёл под трибуной отколовшуюся бронзовую голову Гитлера. Поднял её и пошёл на улицу. Как раз тогда меня и сфотографировали. У Бранденбургских ворот я выбросил голову Гитлера, и она со звоном покатилась по брусчатке под смех наших солдат».

 

После этого, переполняемый эмоциями, поэт выступил перед бойцами с известием о фактическом окончании войны и только что сложенным стихотворением «Идут гвардейцы по Берлину».

В послевоенные годы воспоминания о пережитом не отпускали поэта. Об этом были стихи из его новых книг, песни для новых кинофильмов.

Евгений Долматовский прожил почти восемьдесят лет, оставив о себе добрую память в песнях, которые звучат и будут ещё долго звучать, в сердцах благодарных слушателей нашей страны.

 


Автор: Марина Елисеева

Источник: «Красная звезда»