ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОГО МАССИРОВАННОГО ВОЗДУШНОГО НАЛЕТА ЛЮФТВАФФЕ НА МОСКВУ

22.07.2022 статья

Триумфальные ворота

ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОГО МАССИРОВАННОГО ВОЗДУШНОГО НАЛЕТА ЛЮФТВАФФЕ НА МОСКВУ

22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны, враг совершил первый авианалет на нашу столицу – город Москву

 

С началом Великой Отечественной войны германское командование вынашивало планы разрушения столицы СССР, в том числе путем бомбардировок с воздуха. С захватом немецко-фашистским войсками большей части Белоруссии и Прибалтики у противника появилась возможность приступить к планированию воздушных налетов на Москву.

14 июля 1941 г. А. Гитлер в очередной раз заявил о необходимости бомбардировки советской столицы, «чтобы нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата»[1].

В утвержденной фюрером директиве № 33 от 19 июля «О дальнейшем ведении войны на Востоке» ставилась задача «по возможности быстрее начать силами 2-го воздушного флота, временно усиленного бомбардировочной авиацией с Запада, воздушные налеты на Москву». Здесь же говорилось, что ее бомбардировка должна стать «возмездием за налеты русской авиации на Бухарест и Хельсинки»[2].

Непосредственно ответственным за организацию воздушных налетов стал командир 2-го авиационного корпуса генерал Б. Лёрцер. Ему оперативно подчинялись все авиационные группы резерва Главного командования, которые предлагалось задействовать в первую очередь.

 

 


Пост ВНОС на крыше здания в центре города

 

В свою очередь были приняты ответные меры по усилению системы противовоздушной обороны советской столицы. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 77сс от 9 июля 1941 г. на обороне Москвы задействовались: 602 истребителя, 796 зенитных орудия среднего калибра (85-мм и 76-мм), 248 зенитных орудий 37-мм калибра, более 330 зенитных пулеметов, 918 зенитных прожекторов, 124 аэростатов заграждения и 6 радиолокационных станций обнаружения воздушных целей. Они объединялись в составе 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиакорпуса (иак).

В целом организация противовоздушной обороны Москвы по своей надежности превосходила аналогичные системы столиц других государств Европы, в том числе Германии и Англии.

В соответствии с оперативной сводкой № 01 штаба 6-го авиакорпуса от 22 июля, в налете на Москву участвовало до 150 самолетов типа Ju-88, Do-215 и Do-217 [3] (в приказе Наркома обороны фигурирует иная цифра — более 200 самолетов).

Воздушный налет продолжался в течение пяти часов с 22 час 25 мин до 3 час 25 мин и с трех направлений: северо-западного, западного и юго-западного. Он осуществлялся четырьмя эшелонами с интервалами 30 – 40 минут на высоте 2 – 3 км вдоль шоссе и железных дорог. На подступах к Москве отдельные группы самолетов меняли курс и пытались проникнуть к городу с разных направлений.

 


Ночной бой в небе Москвы

 

Действиями истребительной авиации боевой порядок противника в воздухе был расстроен, что помешало прицельному бомбометанию. Всего по вражеским бомбардировщикам было выпущено 16 тыс. снарядов среднего и 13 тыс. малого калибра, а также 130 тыс. пулеметных патронов.

По данным [4] Главного управления Местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО) НКВД СССР, в результате воздушного налета на столицу немецкими летчиками было сброшено 5083 авиабомбы (123 фугасные и 4960 зажигательные), причинившие определенный ущерб объектам города. Общие потери среди местных жителей составили 103 убитых, получили ранение 662 человека. В городе возникли 1166 очагов пожаров, причем 36 раз случались возгорания на военных объектах, а 8 – на железнодорожном транспорте.

Сгорело четыре небольших предприятия, а 46 пострадали от огня; склады и трамвайная станция в Ленинградском районе, склад стройматериалов Мосстроя, гараж Горздравстроя и 13 жилых домов, а 15 домов рухнули после прямых попаданий фугасных авиабомб.

 


Немецкий бомбардировщик Ju-88, сбитый ПВО при подлете к Москве

 

По сообщению советского командования, в ходе отражения первого массирования налета люфтваффе на Москву было сбито 22 самолета врага (из них 12 — на счету истребителей). По германским документам (в т. ч. и по показаниям пленных немецких летчиков), первая воздушная атака на Москву стоила люфтваффе 6 – 7 самолетов, потерянных по разным причинам, включая разбившиеся или серьезно поврежденные при вынужденной посадке уже на своей территории [5].

 


Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 г.

 

В Указе Президиума Верховного Совета от 24 июля 1941 г. 81 защитник неба Москвы был отмечен государственными наградами, в том числе пять из них награждены орденами Ленина. Среди особо отличившихся: зенитчики – командиры батарей старший лейтенант И.В. Клец, лейтенанты А.Е. Турукало и С.Ф. Осалюк [6]; летчики 11-го истребительного авиаполка – капитан К.Н. Титенков, лейтенант С.С. Гошко и младший лейтенант П.А. Мазепин [7].

 


Отличившиеся московские зенитчики. Газета «Красная Звезда» от 23.07.1941 г. С. 4

 

Орденом Красной Звезды были награждены командир 193-го зенитного артиллерийского полка майор М.Г. Кикнадзе, командир 6-й батареи лейтенант Д.З. Пономаренко, политрук 2-й батареи А.Д. Скобцов, командир 11-й батареи Н.Ф. Терещенко, орденом Красного Знамени — командир 23-й батареи старший лейтенант В.И. Каплинский.

За умелые действия при отражении первого массированного налета противника на Москву приказом Народного комиссара обороны СССР всему личному составу 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса, а также пожарных команд и милиции столицы была объявлена благодарность.

В то же время при отражении налета в системе ПВО вскрылся и ряд недочетов, особенно в вопросах управления войсками. Например, в составе 6-го иак насчитывалось большое количество отдельных полков (всего 29). При отсутствии дивизионного звена управления командиру корпуса и его штабу весьма трудно было оперативно руководить боевыми действиями этих частей. Что касается командования секторов, то оно не могло управлять полками из-за малочисленности офицеров, привлекавшихся к работе в штабе секторов, и отсутствия необходимых средств управления и наведения. Выявилось также, что истребительная авиация ПВО Москвы недостаточно решительно преследовала уходящие на запад группы бомбардировщиков противника. Передача целей фронтовым истребителям в условиях ночи организована не была. Оказался малоэффективным способ стрельбы заградительным огнем зенитной артиллерии. Огонь велся дивизионами по заранее составленным таблицам, что позволило экономить время, но влекло за собой большой расход боеприпасов. Выявленные недочеты были учтены советским командованием, а полученный опыт борьбы с воздушным противником использован при отражении последующих массированных налетов немецко-фашистской авиации, закончившихся полным провалом вражеского плана воздушного наступления против Москвы.

До 15 августа войска ПВО отразили 18 крупных ночных бомбардировочных налетов на советскую столицу. К городу смогло прорваться только около 4% неприятельских бомбардировщиков, участвовавших в налетах. Остальные частично были уничтожены истребительной авиацией и огнем зенитной артиллерии, частично вынуждены были отказаться от выполнения задачи и сбросили бомбы вне объектов.

 

Примечания: 

[1] Хазанов Д.Б. Война в воздухе. Горькие уроки. М., 2006. С. 238.

[2] Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. М., 1973. Т. 2. С. 209.

[3] Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Ф. 20530. Оп. 1. Д. 16. Л. 36, 37.

[4] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37878. Оп. 1. Д. 297. Л. 14.

[5] Хазанов Д.Б. Война в воздухе. Горькие уроки. С. 248.

[6] Зенитная артиллерия и зенитная ракетные войска противовоздушной обороны. Ч. 1. М.: Военное издательство. 1995. С. 117.

[7] Хазанов Д.Б. Война в воздухе. Горькие уроки. С. 251.

 

Автор: Алексей Лашков, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук

 

Источник: Министерство обороны РФ