«ОСТАВАЛОСЬ ОДНО — ТАРАНИТЬ». Подвиг младшего лейтенанта Талалихина

21.04.2021 статья

Триумфальные ворота

НОЧНОЙ ТАРАН НАД МОСКВОЙ: «ОСТАВАЛОСЬ ОДНО — ТАРАНИТЬ»

Подвиг младшего лейтенанта Талалихина 

 

Советской авиации в начале Великой Отечественной войны приходилось труднее всего, поскольку немецко-фашистские захватчики превосходили ее в технике и боевом опыте. В те месяцы немецко-фашистские захватчики стремились прорваться к Москве и захватить ее. Важный вклад в защиту столицы СССР внесли советские летчики, которые не позволили хваленым на тот момент асам Геринга нанести городу действительно серьезный урон. В ночь на 7 августа 1941 года, выполняя боевое задание по перехвату вражеских бомбардировщиков, Талалихин огнем повредил «Хейнкель-111», но у него кончились боеприпасы. Тогда летчик принял решение протаранить немецкий самолет. В погоне бортовой стрелок «Хейнкеля» ранил Талалихина в руку, тем не менее герою удалось настигнуть бомбардировщик и нанести решающий удар. Обычно во время воздушных таранов летчики погибали, но Талалихину удалось после столкновения воспользоваться парашютом и выжить. На фоне тяжелых боев за Москву этот подвиг вдохновил многих защитников города. Наш сегодняшний материал — о знаменитом подвиге летчика Талалихина.  

 

 

 

 

Из работника мясокомбината в летчики 


Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в семье крестьян. Летом 1933 года его отец отправился на строительные работы в Москву, куда вслед за ним переехала и вся семья. Когда Виктору исполнилось 15 лет, он устроился работать на Московский мясокомбинат. В 1934–1937 годах Талалихин учился в школе фабрично-заводского ученичества при комбинате.

После окончания школы ФЗУ Виктор Талалихин работал обвальщиком мяса в сырьевом цехе Московского мясокомбината. Он занимался в драмкружке при клубе и участвовал в спектаклях.

Вскоре старшие браться Виктора были призваны в армию. Они оба попали в авиацию: Александр стал бортмехаником, а Николай — морским летчиком. Служба братьев не оставила младшего Талалихина равнодушным. В сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината.

 

Источник: bravo-voronezh.ru

 

В своих дневниках Талалихин вспоминал: «Мне хорошо запомнился день 18 сентября 1935 года. День моего рождения! Исполнилось семнадцать. В этот знаменательный день я услышал об организации планерного кружка. Давно я ждал этого. И много было радости, когда поступил в число его учащихся. Я знал, что сумею после окончания кружка пойти в летчики».

Также он писал: «После теоретических занятий наступил день "воздушного крещения". Первый полет был удачен. После него я старался взлететь еще выше… Первая ступень учебы пройдена. Надеюсь, что успешно закончу и вторую. Потом обязательно поступлю в летную школу, чтобы после ее окончания летать так, как летают наши герои — Чкалов, Байдуков и Беляков».

В октябре 1936 года передовика производства Талалихина по комсомольской путевке направили в аэроклуб Пролетарского района Москвы. Медкомиссию он прошел успешно, хотя небольшой рост — 155 сантиметров — едва не стал препятствием на его пути к небу. С учебного летного поля на юго-западе Москвы он впервые поднял в небо самолет.

 

Фото: В. Чкалов (справа) с курсантами Борисоглебской летной школы. Источник: bravo-voronezh.ru

 

В декабре 1937 года Талалихин был призван в Красную армию, поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу. Об этом он вспоминал: «В учебных классах, на аэродроме, в часы самостоятельной подготовки я долго готовился к практическим занятиям. Полезных книг по авиации в библиотеке было много. На столиках — карты, схемы, планы, записи. Чем больше я читал авиационную литературу, знакомился с наставлениями и инструкциями, тем больше получал специальных знаний. Распорядок дня мне нравился. Встаешь, бывало, с первыми лучами солнца, а возвращаешься к отбою, когда над аэродромом уже загорались звезды».

Впрочем, однажды во время отработки высшего пилотажа в установленной зоне он сверх плана выполнил несколько петель на малой высоте. За нарушение правил безопасности Талалихину пришлось отсидеть двое суток на гарнизонной гауптвахте. 
В 1938 году Талалихин окончил авиашколу, получил звание младшего лейтенанта. Виктор Талалихин участвовал в советско-финской войне.

В составе 3-й эскадрильи полка уже тогда, на биплане И-153 «Чайка», он совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолета, за что был награжден орденом Красной Звезды.

 

 

Однажды Талалихину пришлось даже прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королева, который вел преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: на хвосте сидел вражеский FW-190 («Фоккер»), который уже успел нанести повреждения самолету Королева. Талалихин, у которого также на хвосте сидел еще один вражеский FW-190, бросился на выручку командиру. Заложив крутой вираж, он освободился от преследования и следом длинной очередью из пулемета подбил противника.

 

Фото: немецкий истребитель Фокке-Вульф FW-190. Источник: wikipedia

 

Перед началом Великой Отечественной войны с немцами Талалихин жил в городе Клин Московской области. К тому моменту был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.

 

Фото: Советские истребители И-16 на защите воздушных рубежей Москвы. Источник: bravo-voronezh.ru

 

 

Ночной таран на И-16   


Во время Великой Отечественной войны советский летчик Виктор Талалихин произвел более 60 боевых вылетов. Но именно тот, совершенный 7 августа 1941 года, вошел в учебники. В ту летнюю ночь 22-летнему летчику удалось совершить один из первых в истории ночных таранов вражеского самолета. В ночном воздушном бою около Москвы на своем истребителе И-16 он протаранил немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111» (Heinkel-111). 

 

 

Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Вылетев на перехват, над деревней Кузнечики под Подольском на высоте 4800 метров он обнаружил врага и устремился в атаку. От первой же очереди загорелся правый мотор вражеского самолета. Однако фашистский летчик прибавил газу, изменил курс, стал уходить со снижением. Советский истребитель преследовал врага, снижаясь вместе с ним до 2500 метров. Талалихин не отставал от врага и поливал его в упор очередями из своих пулеметов. Противник не сдавался, продолжал отстреливаться. В этот момент у Виктора кончились боеприпасы. И он решил — надо идти на таран! Талалихин отдавал себе отчет в том, что, возможно, идет на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло. 

 

 

«Оставалось одно — таранить. "Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом. Отстегнув ремень, я выбросился. Примерно 800 метров летел затяжным прыжком, а потом я раскрыл парашют», — вспоминал впоследствии о том моменте сам Виктор Талалихин.

 

Фото: Летчик В. Талалихин на месте падения сбитого им немецкого бомбардировщика. Источник: bravo-voronezh.ru

 

Немецкий экипаж разбился вместе с самолетом между подмосковными деревнями Добрыниха и Щеглятьево. Сам же Талалихин выжил — раненый летчик выпрыгнул из горящего самолета и на парашюте спустился в реку Северку. Самолет Талалихина упал в лесу вблизи деревень Мансурово и Степыгино Домодедовского района. Местные жители помогли летчику добраться до части.

Кстати, не так давно, в июне 2014 года, фрагменты самолета Талалихина были найдены поисковиками. Теперь они хранятся в Домодедовском историко-художественном музее. 

Ночное происшествие вызвало немалый переполох. Говорят, что пилоты люфтваффе, переговоры которых были перехвачены в ту ночь, говорили о некоем сумасшедшем русском, протаранившем бомбардировщик.
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о героическом подвиге Виктора Талалихина. 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

«Это большая честь. Мне как-то даже не верится. Ну что я такого особенного сделал? Не сомневаюсь, что и ты сделал бы то же самое», — писал Виктор своему брату Александру.

 

Фото: Герой Советского Союза Виктор Талалихин и Заслуженная артистка РСФСР Любовь Орлова. Источник: bravo-voronezh.ru

 

Предшественники Талалихина

 

Только позднее стало известно, что у Талалихина был предшественник — летчик Петр Васильевич Еремеев. В ночь на 29 июля 1941 года на подступах к Москве около села Новопетровское в Истринском районе на высоте 2000 метров Еремеев совершил первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран. На самолете МиГ-3 таранным ударом он сбил вражеский бомбардировщик Ju 88 («Ю-88»).

Еремеев погиб спустя несколько месяцев — 2 октября 1941 года в воздушном бою был сбит фашистами и пропал в лесной глуши в Тверской области. В сентябре 1995 года был посмертно удостоен звания Героя России за мужество и воинскую доблесть. Спустя 78 лет поисковики нашли останки героя в четырех километрах к юго-востоку от деревни Турской в Осташковском районе Тверской области. При обследовании они нашли детали с заводским номером самолета МиГ-3-4186 и сокращенным номером мотора 1954. По этим номерам и было подтверждено, что именно этот самолет с мотором №291954 пилотировал старший лейтенант Еремеев из 28-го истребительного авиаполка в своем последнем боевом вылете. Петра Еремеева с почестями похоронили на Успенском кладбище в Челябинске.

 

Фото: Первый ночной таран Героя Советского Союза, летчика-интернационалиста Е. Степанова. Источник: bravo-voronezh.ru

 

Первый же в истории ночной таран был произведен русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в небе Испании на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.81 («Савойя-Маркетти»).  

 

 

Возвращение в строй и последний бой 

 

После недолгого лечения Виктор Талалихин вернулся в строй. Вскоре молодой летчик был назначен командиром эскадрильи, ему присвоили звание лейтенанта. После того ночного тарана лейтенант Талалихин участвовал в ряде других воздушных боев под Москвой, сбил пять вражеских самолетов.

 

 

Виктор Талалихин погиб в 23 года в воздушном бою около Подольска (в районе деревни Каменки) 27 октября 1941 года. На место гибели героя вылетели на самолете У-2 начальник штаба полка и еще несколько командиров. Его тело доставили в полк.

Похороны Талалихина прошли в Москве. Гроб с его телом был установлен в клубе мясокомбината. Двое суток сменялся почетный караул — рабочие мясокомбината, авиаторы полка. Позже урну с прахом Виктора Талалихина установили в главном здании крематория на Донском кладбище.

Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года Талалихин навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.

 

 

23 февраля 1959 года прах перенесли на Новодевичье кладбище. В тот же февральский день рядом с могилой В. В. Талалихина были захоронены урны с прахом прославленных героев Подмосковья — И. В. Панфилова и Л. М. Доватора. А в декабре 1961 года, когда отмечалось 20-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, состоялось торжественное открытие памятника-надгробья трем героям обороны столицы.

В честь Виктора Талалихина названы улицы в нескольких городах страны: Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде.