МЕДАЛЬ «ЗА ВЗЯТИЕ КЕНИГСБЕРГА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

09.06.2021 статья

Триумфальные ворота

9 июня 1945 г. учреждены медали за взятие городов в Великую Отечественную войну

Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медалей „За взятие Будапешта“, „За взятие Кенигсберга“, „За взятие Вены“ и „За взятие Берлина“»

 

 

 

МЕДАЛЬ «ЗА ВЗЯТИЕ КЕНИГСБЕРГА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

 

В результате успешной Восточно-Прусской стратегической наступательной операции 1945 года Красная армия сломила немецкое сопротивление в провинции, исторически служившей плацдармом для военно-стратегических амбиций германского государства. Разгром этого «первого батальона в гвардии фюрера» (1), где веками оттачивали мастерство лучшие зодчие-фортификаторы, способствовал окончательному морально-психологическому перелому в Великой Отечественной войне в пользу советских Вооружённых сил и внёс вклад в успех освободительной миссии Красной армии в Европе.

 

Источник: pobedarf.ru

 

В ознаменование важных побед последнего года войны Верховный Совет СССР 9 июня 1945 года учредил медали за освобождение Белграда, Варшавы, Праги и за взятие Будапешта, Кёнигсберга, Вены, Берлина (2). Привлекает внимание тот факт, что в последнем указе есть единственная медаль за взятие не столицы, а главного города Восточной Пруссии. Из чего следует, что советское руководство придавало особое военно-политическое значение штурму «прусской твердыни». Историки неоднократно обращались к изучению этой крупной военной операции. На сегодняшний день наиболее обстоятельно и документально борьба за немецкую восточную провинцию и её столицу исследована кандидатом исторических наук С.А. Якимовым (3). Представляется уместным обратиться и к истории создания медали «За взятие Кенигсберга».

 

 

Разработкой эскизов наград занимался Технический комитет Главного интендантского управления (ГИУ) Красной армии, который с сентября 1941 по 1948 год возглавлял генерал-майор Семён Владимирович Агинский (1896—1975). «Дисциплинированный, исполнительный и требовательный генерал, к тому же с незаурядными качествами организатора» (4), за годы войны сумел сформировать сколоченный коллектив, который под его руководством успешно решал задачи по усовершенствованию предметов обозно-вещевого имущества, продовольственной службы, конструированию новой формы одежды для генералов, офицеров, сержантов и красноармейцев, разработке образцов орденов, медалей, знаков гвардии и отличников родов войск. Талантливый руководитель был награждён орденами Ленина (1945), Красного Знамени (1944), Красной Звезды (1943, 1951), многими медалями.

Возглавлял отдел по разработке образцов орденов и знаков майор Козьма Васильевич Пучков. Выпускник Московского текстильного института, он до войны работал над диссертацией и читал лекции по курсам швейных машин и технологии производства военной формы одежды на военном факультете при Институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Опытный инженер поступил на службу в Главное интендантское управление в феврале 1941 года, где успешно применял свои знания на практике.

Задание на разработку проектов медалей за взятие городов Технический комитет получил 19 апреля 1945 года от начальника Тыла Красной армии генерала армии А.В. Хрулёва. Непосредственное руководство и контроль осуществлял главный интендант генерал-полковник П.И. Драчёв. Генерал-майор С.В. Агинский привлёк к работе вольнонаёмных и внештатных художников, с которыми уже имел опыт сотрудничества по созданию форм одежды и знаков отличия. Над проектом медали «За взятие Кенигсберга» трудились: художники Технического комитета А.И. Кузнецов, И.С. Лукина, Е.К. Курицына, И.Я. Романов, Байтин (5), архитектор-художник В.В. Яновский, гравёр В.Т. Андрианов, чертёжник А.П. Зворыкина, главный художник Центрального дома Красной армии Н.И. Москалёв, члены московского горкома художников И.П. Киселёв, В.И. Эльский, Е.И. Зон.

Анализ трудовых соглашений показывает, что за изготовление одного проектного эскиза медали художники в среднем получили по 250 рублей (6). Кроме того, за напряжённую работу особо отличившихся поощрили отрезами ткани (7). Приём работ производила комиссия Техкома в составе майора К.В. Пучкова, майора Н.С. Гурова, старшего художника А.И. Кузнецова.

 

 

Награды периода Великой Отечественной войны изучены в ряде исследований и справочных изданий. Наиболее полная информация о медали «За взятие Кенигсберга» содержится в трудах историка-фалериста В.А. Дурова (8). Однако детальное рассмотрение истории работы над медалью приводится впервые. Основным источником стали два альбома Технического комитета Главного интендантского управления с утверждёнными и отвергнутыми проектами рисунков медалей и исторической справкой, которые хранятся в библиотеке при Музее истории военной формы одежды (филиал Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации) (9).

Эскизы разрабатывали в соответствии с заданными параметрами: медаль круглая, диаметр 32 мм, материал — латунь, все изображения и надписи выпуклые, бортик по окружности. Медаль при помощи ушка и кольца соединена с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм.

Всего за полтора месяца работы художники предложили 11 проектных рисунков медали с разными вариантами ленты. Их анализ показал, что основные творческие усилия были направлены на оформление лицевой стороны награды и подбор цвета ленты. Оборотная сторона обязательно содержала дату взятия Кёнигсберга и либо была лишена декора, либо украшена комбинацией из определённого набора символов — серп и молот, пятиконечные звёздочки, ленты, лавровые ветви. Интересно, что два проектных варианта датируют взятие Кёнисберга 9 апреля (эскизы Н.И. Москалёва и И.Я. Романова), остальные (в том числе утверждённый) — 10 апреля 1945 года. Художники предлагали разные цветовые сочетания для ленты. К сожалению, отсутствует описание их символики.

24 и 30 апреля генералу армии А.В. Хрулёву доложили первые эскизы медали. Рассмотрим основные сюжеты лицевой стороны знака. Авторы изображали красноармейцев, боевую технику, знамёна. Так, художник Е.К. Курицына поместила в центр фигуру бойца с винтовкой, танк и самолёт, в верхней части надпись: «За взятие Кенигсберга», в нижнюю часть лавровую ветвь. При этом композиция ориентирована на восток, что не верно, так как противник наступал с запада. Цвет ленты — синий, в центре — одна широкая и две узкие красные полоски.

Остальные художники, которые обращались к сюжету наступления Красной армии, ориентировали изображения бойцов и техники в сторону запада. Например, Н.И. Москалёв поместил фигуру вооружённого бойца с развевающимся знаменем в левой руке. На знамени — пятиконечная звезда. Справа и слева от бойца — самолёты, танк, самоходно-артиллерийское орудие и следы разрушенных укреплений. Надпись по окружности «За взятие Кенигсберга». Цвет ленты — лиловый, посредине синяя полоска шириной 8 мм, окаймлённая узкими жёлтыми полосками.

 

 

А.И. Кузнецов предложил ещё один цвет для ленты — синий, окаймлённый узкими чередующимися белой, жёлтой и красной полосками. Художник включил в композицию город. На переднем плане — фигура красноармейца-победителя в шинели и каске с развевающимся знаменем в правой руке. В нижней части — следы разрушенных укреплений, очертания подбитой боевой техники: артиллерийского орудия и танка. В верхней части по окружности надпись: «За взятие Кенигсберга». На оборотной стороне дата «10 апреля 1945», под ней — лента, над ней — пятиконечная звезда. Этот проектный рисунок был воплощён в памятном знаке, выпущенном Московским комитетом ветеранов войны в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Версия 2005 года доработана — на звезде знамени появились серп и молот, а в очертаниях города читаются контуры Кёнигсбергского замка. На обороте под серпом и молотом надпись: «За нашу советскую родину», ниже — номер знака.

Ещё один вариант, в котором присутствует боец со знаменем, предложила И.С. Лукина. В левой руке воина автомат ППШ. Цвет ленты — синий, края окаймлены узкими белыми полосками, посредине голубая полоса шириной 8 мм, окаймлённая узкими белыми полосками.

Самую многофигурную композицию изобразили В.И. Эльский и Е.И. Зон. Полотно знамени развевается над группой наступающих бойцов в сопровождении танков и самолётов. Стяг закреплён на древке с остроконечным навершием, лентами, шнурами с кистями. В нижней части надпись: «За взятие Кенигсберга».

Среди конкурсных вариантов эскиза медали символизмом сюжета отличается работа И.Я. Романова. На танке едут три бойца, один из которых держит в правой руке развевающееся знамя с изображением пятиконечной звезды и надписью: «СССР». Боевая машина давит гусеницами змея, что вызывает аналогию с каноническим образом Георгия Победоносца. Самолёты и орудия усиливают эффект. Вверху по кругу — лавровые ветви, внизу надпись: «За взятие Кенигсберга». Цвет ленты — синий, окаймлённый по краям тремя чередующимися узкими полосами красного и зелёного цвета. Посредине — две зелёные полосы, окаймлённые красными полосами.

Оригинален эскиз художника И.П. Киселёва: два бойца изображены со спины, путь им преграждает река, виден противоположный берег с очертаниями города. Один из бойцов находится у артиллерийского орудия, второй — бежит в сторону водной глади, в руках у него винтовка со штык-ножом. Видно, что автор пытался учесть особенности штурма города-крепости и пытался представить разные рода войск, изобразив корабль, катер, самолёты. Цвет ленты — золотой, посредине красная полоска шириной 8 мм, окаймлённая узкими чёрными полосками.

Комиссия с участием заместителя народного комиссара обороны генерала армии Н.А. Булганина отобрала несколько эскизов медалей за взятие и освобождение городов, по которым гравёр В.Т. Андрианов изготовил образцы знаков. В Центральной научно-исследовательской лаборатории Народного комиссариата лёгкой промышленности РСФСР заказали различные варианты лент для колодок.

Ровно через месяц после получения задания, 19 мая, генерал армии А.В. Хрулёв представил И.В. Сталину в числе прочих отобранный образец медали «За взятие Кенигсберга» по проекту Н.И. Москалёва. Но Сталин не согласовал предложенные варианты и рекомендовал упростить лицевую сторону медалей. Основным акцентом должна была стать надпись.

Получив уточнённое задание, группа художников продолжила работу над эскизами. Лаконичные варианты предложили, например, чертёжница А.П. Зворыкина и художник И.Я. Романов. В первом случае на лицевую сторону помещён треугольный щит с двумя опрокинутыми дугами в главе, увенчанный пятиконечной звёздочкой. Надпись на щите в три строки: «За взятие Кенигсберга». В нижней части по кругу — лавровые ветви. Цвет ленты — зелёный, посредине красная полоска шириной 8 мм. И.Я. Романов разместил в верхней части складчатую ленту, на ней — пятиконечную звезду с серпом и молотом, надпись: «СССР». В центре текст «За взятие», внизу по кругу «Кенигсберга», слова разделяет лавровая ветвь. Справа и слева — пятиконечные звёздочки. Цвет ленты — бирюзовый, посредине красная полоска шириной 8 мм.

Через шесть дней, 25 мая, генерал армии А.В. Хрулёв отобрал семь эскизов, которые 3 июня вместе с проектом Положения показали И.В. Сталину. 9 июня 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР.

 

Газета "Известия", 10 июня 1945 г. Источник: Главархив Москвы

 

«Победителем конкурса» по разработке медали «За взятие Кенигсберга» стал проект художника А.И. Кузнецова. На лицевой стороне в центре надпись: «За взятие Кенигсберга», вверху — пятиконечная звезда, внизу — лавровая ветвь. На оборотной стороне — дата «10 апреля 1945 г.», над ней — пятиконечная звезда. Лента состоит из пяти чередующихся полос — трёх чёрных и двух зелёных. Края ленты окаймлены узкими зелёными полосками.

В процессе изучения истории создания медали возникла версия, что окончательный проект мог стать результатом коллективного труда. Подписи в альбоме подтверждают авторство А.И. Кузнецова (10). Однако, согласно документам отдела по разработке орденов и знаков Технического комитета, создателем проекта является художник Байтин, в подтверждение чего ему была выдана справка от 11 июля 1945 года (11). Эскиз Байтина лаконичен и во многом схож с учреждённым вариантом. Напрашивается предположение, что он мог быть доработан совместно с А.И. Кузнецовым.

К 1945 году старший художник Технического комитета ГИУ Александр Иванович Кузнецов (1894—1975) являлся одним из ведущих и самых авторитетных разработчиков государственных знаков отличия. В 1942 году И.В. Сталин утвердил его эскиз ордена Отечественной войны, а в 1943 году — высшего военного ордена «Победа». Также по его проектам созданы медали: «За освобождение Белграда», «За освобождение Праги» (совместно с худ. Скоржинской), «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта» (12). Художник принял участие в доработке медали «За оборону Советского Заполярья» (автор подполковник В. Алов).

Первое задание на чеканку медали получил «Гознак», на производство лент — 2-я резино-ткацкая фабрика (13). Согласно официальным данным, награждение производилось до середины 1980-х гг. Многократная чеканка не привела к изменениям в самой медали. Но принято выделять четыре разновидности ушка: паяное и цельноштампованное — П-образное (так называемое «ухо-лопата»), сточеное (широкое и плоское), округлое (14). Кроме того, встречаются разные варианты материала колодок: жёлтый металл, алюминий.

 

 

Согласно Положению медалями за взятие городов награждаются непосредственные участники их штурма — военнослужащие Красной армии, Военно-морского флота и войск НКВД, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этих городов (15). В июле 1945 года Военный совет 3-го Белорусского фронта своим указанием конкретизировал и расширил круг награждаемых. Медаль надлежало вручать всем военнослужащим и вольнонаёмным, которые состояли в войсках и учреждениях фронта не менее двух месяцев в период с 23 января по 10 апреля 1945 года. А также военнослужащим и вольнонаёмным, получившим ранения или награждённым правительственными наградами, прослужившим в составе фронта в указанный период менее двух месяцев (16). Соответствующее Положение о порядке вручения утвердил Секретариат Президиума ВС СССР 31 августа 1945 года.

Вручение медали лицам, находившимся в войсковых частях, производилось их командирами, а выбывшим из состава армии и флота, — областными, городскими и районными военными комиссарами по месту жительства награждённых. Ввиду нехватки медалей, при демобилизации и выбытии из состава армии и флота командиры частей и начальники военно-лечебных заведений выдавали справки на право получения медали (17). Стоит отметить, что зафиксированы случаи отказа несмотря на наличие справки. Таким образом, основной массив наград был выдан военкоматами.

Вероятнее всего, первые награждения могли произойти не ранее июля 1945 года (с учётом времени на чеканку первой партии и доставку в части). Можно предположить, что они касались руководящего состава фронтов, армий и флота. В собрании Калининградского областного историко-художественного музея самые ранние выявленные удостоверения к медали датированы ноябрём 1945 года.

 

Источник: pobedarf.ru

 

Вручению предшествовало составление перечней частей и соединений 2-го и 3-го Белорусских фронтов, Краснознамённого Балтийского флота, войск НКВД, принимавших участие в операции по взятию Кёнигсберга. Списки дополняли и уточняли. 8 июля 1945 года в Оперативное управление Генерального штаба Красной армии представили «Перечень войсковых соединений, частей и учреждений 3-го Белорусского фронта, принимавших участие в штурме города Кёнигсберг и обеспечивавших успех этой операции» в период с 23 января по 10 апреля 1945 года, в который вошло 616 034 человека личного состава (18). Дальнейшее изучение вопроса показало, что помимо боевых подразделений, наградами были удостоены войска, находившиеся в резервах, а также части боевого обеспечения, тыловые части и учреждения. Кроме того, в дополнительный перечень, принятый Генеральным штабом 1 августа 1945 года, была включена 5-я гвардейская танковая армия, оказавшая влияние на общий ход операции благодаря действиям на левом фланге. Получилось дополнительно 288 938 человек личного состава (19). Таким образом, только на 3-м Белорусском фронте было выявлено 904 972 военнослужащих, достойных награждения медалью «За взятие Кенигсберга».

Открытым остаётся вопрос, какое количество лиц было представлено к награждению Военным Советом 2-го Белорусского фронта, штабом Прибалтийского военного округа по Земландской группе войск, Главным морским штабом по Краснознамённому Балтийскому флоту, штабом 18-й воздушной армии. Удалось установить, что на 25 августа 1945 года для награждения медалью было выявлено 11 815 человек из 69 подразделений КБФ (20). По данным на 27 ноября 1945 года значится уже 81 подразделение, а за 1946—1947 гг. к ним добавилось ещё 19. Например, не сразу вошли в перечень три дивизиона базы подводных лодок, экипажи пятнадцати подводных лодок, в том числе «Лембит», С-13 (21).

Вручение медали «За взятие Кенигсберга» стало одним из самых массовых среди наград за взятие городов (больше только «За взятие Берлина» — свыше 1100 тыс. человек). Точное число установить практически невозможно, т.к. медали за взятие и освобождение городов не имели порядковых номеров. В большинстве изданий приведены данные с формулировкой более 760 тыс. человек (22).

Предположительно, уточнить данные о количестве награждённых поможет анализ удостоверений к медали. В ходе данного исследования выявлено четыре серии удостоверений: серия А — вручалась в 1945—1947 гг.; серия Б — в 1947 году; серия В — в 1948—1950-е годы; серия АБ — в 1970—1980-е годы. Сложно установить количество бланков отпечатанных удостоверений. В связи с тем, что медали были переданы в войсковые части и военные комиссариаты, затруднительно проследить закономерности в последовательности вручения. Например, в начале ноября 1945 года в войсковых частях вручили удостоверения серии А за номерами 001802 и 021651, а в областном военкомате — за номером 063418. Удостоверение серии А № 375247 выдано в войсковой части 1 января 1947 года (23).

 

Источник: Главархив Москвы

 

Приведённые количественные данные свидетельствуют о том, что и по сей день не все семьи участников героического штурма города-крепости хранят медаль «За взятие Кенигсберга» или удостоверение к ней. Одной из причин стала сама война, которая продолжилась на Дальнем Востоке. Сказались и большие перемещения личного состава в войсках. Монетные дворы не успевали чеканить знаки. Данные из открытых источников свидетельствуют о том, что не получил медаль «подводник №1» А.И. Маринеско. Писатель А.Т. Твардовский, создавший серию очерков о боях для газеты «Красноармейская правда» и последние главы поэмы о Василии Тёркине в Восточной Пруссии. Павшие на этой земле Герои Советского Союза генерал армии И.Д. Черняховский и генерал-майор С.С. Гурьев, татарский поэт Фатих Карим. Некоторые лётчики авиаполка «Нормандия-Неман». Есть и другие примеры. Спустя годы после окончания войны, пережив арест и реабилитацию, в 1958 году медаль получил писатель А.И. Солженицын.

Но всё же не наличие и количество наград определяют значимость вклада каждого защитника Отечества в Победу, а память о них. Красноречиво звучат слова поэта Ю.М. Чернова (24), выбитые на одном из первых памятников в Советской России, посвящённых Великой Победе: «Ваше мужество было беспримерным. Ваша воля была непреклонной. Ваша слава бессмертна» (25).

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Якимов С.А. Битва за Восточную Пруссию. 1944—1945 гг.: документально-историческое издание. Калининград, 2019. С. 5.

2 Об учреждении медалей «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы» и «За освобождение Праги». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 г.; Об учреждении медалей «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены» и «За взятие Берлина». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 г. // Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М., 1987. С. 146—153.

3 См.: Якимов С.А. Битва за Восточную Пруссию. 1944—1945 гг.

4 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Личное дело генерал-майора интендантской службы Агинского С.В.

5 Установить инициалы не удалось.

6 ЦАМО РФ. Ф. 83-1г. Оп. 12411. Д. 244. Л. 121, 134, 144.

7 Там же. Ф. 87. Оп. 12411. Д. 208. Л. 78.

8 Дуров В.А. Награды Великой Отечественной. М., 1993; он же. Отечественные награды, 1918—1991 гг. М., 2005.

9 Музей истории военной формы одежды, филиал Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации (ЦМВС РФ). Альбом № 43. Проекты рисунков медалей: «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Японией», «Ветерану Отечественной войны», «III—IV года на фронте». Главное интендантское управление. Технический комитет. М., 1945; Альбом № 374. Рисунки медалей (проработки и утверждённые): «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Японией». Главное интендантское управление. Технический комитет. М., 1945.

10 ЦМВС РФ. Альбом № 374. Л. 36.

11 ЦАМО РФ. Ф. 83-2г. Оп. 12411. Д. 245. Л. 2; Ф. 84. Оп. 12411. Д. 208. Л. 101.

12 На основе информации: ЦМВС РФ. Альбом № 374. Л. 36, 43.

13 ЦАМО РФ. Ф. 87. Оп. 12411. Д. 208. Л. 111, 139.

14 Володин А.Н., Мерлай Н.М. Медали СССР. СПб., 1997. С. 110.

15 Положение о медалях «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены» и «За взятие Берлина» // Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М., 1987. С. 146, 147.

16 ЦАМО РФ. Ф. 405. Оп. 9779. Д. 259. Л. 27.

17 Там же. Л. 23, 24.

18 Там же. Ф. 16а. Оп. 976сс. Д. 22. Л. 82—138.

19 Там же. Л. 238.

20 Филиал ЦАМО РФ (Архив военно-морского флота, г. Гатчина). Ф. 2. Оп. 7. Д. 164. Л. 81—85.

21 Там же. Ф. 88. Оп. 1. Д. 9. Л. 1—3, 5.

22 См., например: Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. М., 1978. С. 84; Володин А.Н., Мерлай Н.М. Указ. соч. С. 110, 118; Дуров В.А. Отечественные награды, 1918—1991 гг. М., 2005. С. 192; Балязин В.Н., Соболева Н.А. Символы и награды СССР. М., 2010. С. 164; Смыслов О.С. Награды Великой Победы. М., 2010. С. 260.

23 Фонды Калининградского областного историко-художественного музея.

24 Чернов Юрий Михайлович (1924—2013) — писатель, поэт, журналист. В годы Великой Отечественной войны корреспондент фронтовой газеты «Боевая тревога». Прошёл боевой путь от Сталинграда до Восточной Пруссии. Награждён медалью «За взятие Кенигсберга».

25 Мемориальный ансамбль на братской могиле 1200 советских воинов 11-й гвардейской армии, павших при штурме города и крепости Кёнигсберг в апреле 1945 г. Открыт в Кёнигсберге 30 сентября 1945 г.

 

Авторы:
Панков Олег Дмитриевич — начальник Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации,
Манюк Екатерина Сергеевна — заместитель директора Калининградского областного историко-художественного музея, кандидат исторических наук

 

Фото на превью: pobedarf.ru

Источник: «Военно-исторический журнал» (издание Министерства обороны РФ) 

 

Также смотрите на нашем сайте в разделе «Медиа» видеоэкскурсию в Музее военной формы РВИО. Знакомство с государственной наградой СССР – медалью «За взятие Берлина». Вы узнаете о ходе Берлинской операции во время Великой Отечественной войны