ТУ-2 – САМОЛЕТ ПОБЕДЫ. Фронтовой бомбардировщик ТУ-2 принят на вооружение 3 июня 1942 г.

03.06.2021 статья

Триумфальные ворота

Знаменитый советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ту-2 был принят на вооружение 3 июня 1942 г.

 

 

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-2

 

Лучший фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны. Мощный и живучий в бою, скоростной и маневренный, простой в эксплуатации и ремонте, легкоуправляемый даже с одним неработающим мотором. Прекрасный разведчик и торпедоносец. Его мощное стрелково-пушечное вооружение позволяло ему выходить победителем практически из любой схватки. Он был спроектирован так, что без изменения серийных чертежей мог изготавливаться на любом серийном заводе авиапорма

 

 

Модификации Ту-2

 

      •     фронтовой бомбардировщик
      •     разведчик (Ту-2Р)
      •     скоростной бомбардировщик
      •     дальний бомбардировщик
      •     истребитель-перехватчик
      •     торпедоносец
      •     летающая лаборатория

 

 

 

История создания

 


1937

 

В октябре 1937 года по обвинению в антисоветской деятельности, вредительстве и шпионаже А. Н. Туполев был арестован органами НКВД. Вслед за ним арестовали многих ведущих специалистов ОКБ: В. М. Петлякова, В. М. Мясищева, Б. М. Кондорского, Н. С. Некрасова, М. Н. Петрова, Е. И. Погосского, Т. П. Сапрыкина, Б. А. Саукке, Н. А. Соколова, А. Э. Стерлина, Е. К. Стомана и других.

 

Фото: Андрей Николаевич Туполев. Источник: rostec.ru

 

Андрей Николаевич Туполев: «Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке, а ведь мне тяжело, я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое: «Пиши, ....., кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись и продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет»... Знаешь, такой тупой маньяк долдонит, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны. Конечно, были просчеты, не все удавалось, но ведь без этого в жизни не бывает...»

В 1938 году, в преддверии Второй мировой войны, из заключенных специалистов организовали специальные конструкторские подразделения под эгидой НКВД, с целью создания современной техники (в том числе и авиационной) для переоснащения РККА. Многих авиационных специалистов из тюрем и лагерей перевели в Специальные технические Отделы (СТО).

На базе бывшей трудовой колонии в Болшево (севернее современного Королева) была организована пересыльная тюрьма, в которой после «признания своей вины» трудились инженеры разных специальностей: самолетчики, корабелы, подводники, артиллеристы. Туда летом 1938 года перевели из Бутырки B. М. Петлякова и группу конструкторов, разрабатывавших высотный истребитель. Вскоре туда же привезли разработчиков дальнего высотного бомбардировщика во главе с В. М. Мясищевым. В апреле 1939 года в Болшево перевезли А. Н. Туполева, возглавлявшего группу конструкторов, работавших над прототипом будущего фронтового бомбардировщика Ту-2 . Группа Д. Л. Томашевича только создавалась и должна была работать над истребителем «110».

 

Документы арестованных конструкторов ОКБ А. Н. Туполева

 

 

 

1938

 

Новый самолет должен был выполнять полет на расстояние 5 000-6 000 км на высоте до 10 000 км и, следовательно, иметь герметичную кабину для экипажа. Самолет должен был пикировать с большими скоростями для повышения вероятности поражения маневрирующих целей. Чтобы удовлетворить этим требованиям, самолет должен быть большим, с 4 моторами.

 


Компоновка самолета ПБ

 


Эскизные чертежи самолета ПБ с 4 моторами жидкостного охлаждения М-105ТК

 

После начала Второй мировой войны стало очевидно, что стране не нужен большой высотный самолет с герметичной кабиной и четырьмя моторами, каким планировался ПБ. По инициативе А. Н. Туполева конструкторы разработали проект фронтового пикирующего бомбардировщика ФБ («103»,«58»), и когда он был готов, написали И. В. Сталину письмо с обоснованием своего предложения.

 


1939

 

Андрей Николаевич Туполев: «В [грядущей] войне... нет особой необходимости в дальних самолетах, дорогих и сложных в производстве. Наоборот, срочно необходим массовый самолет для действия на линии фронта и ближних тылах. Он... должен обладать скоростью, равной или большей, чем скорости у современных истребителей, т.е. около 600 км/ч...»

 

Чертежи самолета «103» (первого прототипа серийного самолета Ту-2)

 

В ходе работ по проекту «103» собралась та самая команда единомышленников, из которой возродился туполевский коллектив. Это были сотрудники ЦАГИ, ВИАМ, институтов РККА, серийных заводов и ОКБ А. Н. Туполева, люди, незаслуженно прошедшие ужас допросов, тюрем и лагерей, люди, которым наша страна всецело обязана послевоенными успехами в создании тяжелых боевых и пассажирских самолетов.

 


1940

 

В начале 1940 года проект «ФБ» был одобрен ВВС и ЦК КПСС, в июле ВВС утвердили макет первого экземпляра самолета, и спустя месяц руководство ОТБ рапортовало: «17 августа 1940 г. ... закончено проектирование самолета «103» полностью... с этой работой удалось справиться благодаря производственному энтузиазму работников,... не считавшихся с продолжительностью рабочего дня, а также в результате проведения ряда организационных мероприятий...».

 


Компоновка самолета «103»

 

В январе 1941 года опытный самолет «103» («58») совершил первый полет, за ним последовала вторая опытная машина «103-У» («59»). Самолеты успешно прошли заводские испытания, показали прекрасные летно-тактические данные: максимальная скорость машины – 640 км/ч, на 70 км/ч больше скорости немецкого истребителя Ме-109.

 

 


1941


Михаил Александрович Нюхтиков, летчик-испытатель НИИ ВВС: «Все отлично, самолет хорошо слушается управления, никакой тряски. Готов идти в следующий полет немедленно».

Опытный самолет «103» с открытым грузовым люком. Государственные испытания. 1941 г.

 

Сборка второго прототипа серийного самолета Ту-2 ("103У") на заводе №156. 1941 г. 

 

Сборка опытного образца самолета "103". Вид на носовую часть фюзеляжа

 


Леонид Львович Кербер, инженер-конструктор, проработавший рядом с А.Н. Туполевым несколько десятилетий:

«Внешние контуры самолета были обжаты и зализаны главным конструктором до предела – ничего лишнего, формы благородны и стремительны... В этой машине мало обычного и традиционного, весь Ту-2 – сгусток новых и оригинальных инженерных решений».

 


Головная машина первой серии смолетов «103-ВС»

 

Первые серийные самолеты Ту-2 выпустили на заводе № 166 в г. Омске. С 1943 года их стали выпускать и на заводе № 23, организованном в Москве на месте эвакуированного в Казань завода № 22, а затем на Иркутском авиазаводе № 39 и на заводе № 82 в Тушино. Ту-2, переделанные в учебно-тренировочные бомбардировщики (УТБ, разработка ОКБ Сухого), в 1947-1949 годах выпускал московский завод № 381.

 


 

 


Война

 

В июле 1941 года ЦКБ-29 НКВД вместе с оборудованием погрузили в эшелон и эвакуировали в Омск. Большую часть заключенных специалистов «досрочно освободили со снятием судимости и восстановлением в правах» постановлением от 19 июля 1941 года.

В Омске А. Н. Туполеву предстояло из трех эвакуированных заводов создать единый коллектив, организовать строительство нового авиазавода (№ 166) с аэродромом. Его кипучая энергия и незаурядный талант руководителя принесли свои плоды: завод рос, строились жилые дома, выравнивалось поле под аэродром; начала работать поликлиника, столовые, открылись курсы по переквалификации, где учились члены семей эвакуированных.

Завод заработал, но брака было довольно много: квалифицированных рабочих было не более одной трети. Остальные работники – члены семей конструкторов, в основном женщины и подростки 14-17 лет из школ производственного обучения.

Параллельно со строительством завода шла активная доработка самолетов «103» и «103-У» в соответствии с нуждами военного времени. Материалов не хватало, и конструкторы старались заменить дюраль деревом, бронзу – сталью, сокращали длину электропроводки.

 

А. Н. Туполев в Омске. 1942 г.

 

Приказ о назначении А. Н. Туполева главным конструктором завода №166. 7 октября 1941 г.

 

Но все же так велик был подъем, так велико желание сделать для разгрома врага как можно больше, что завод, несмотря на трудности, работал, мало того, – темп выпуска самолетов рос!

 

Сборка центроплана Ту-2. Завод №166, Омск. 1942 г.  

 

Крылья ждут установки на самолеты. Завод №166, Омск. 1942 г.

 

Серийный Ту-2 выкатывают из сборочного цеха. Завод №166, Омск. Июнь, 1942 г.

 

Серийный Ту-2 на территории завода №166, Омск. Июнь, 1942 г.

 

В 1941 году по указанию ГКО самолет «103-У» доработали под новую силовую установку с двигателями воздушного охлаждения М-82. Эти моторы были более живучими и простыми в эксплуатации, хотя и снижали летные данные машины. Новый самолет получил обозначение «103-В». В декабре 1941 года первый опытный самолет «103-В» ушел в полет, начались государственные испытания и доводка новой машины.

 

 

Опытный самолет «103-В» на государственных испытаниях. Июнь, 1942 г.

 

1942

 

В феврале 1942 года первый серийный Ту-2 покинул сборочный цех завода № 166. До конца года завод выпустил 80 самолетов, после чего серию прекратили, а завод перевели на выпуск истребителей Як-3.

Известие о прекращении производства Ту-2 коллектив принял без энтузиазма, но стойко. Все понимали: фронту нужны истребители. Но от этого понимания легче не было: с нуля создали крупный авиазавод, запустили самолет в серию и в один миг все закончилось. Туполев был уверен, что после битвы под Москвой в условиях наступления без бомбардировщиков не обойтись и через некоторое время Ту-2 надо будет внедрять вновь.

 


Ту-2 на Калининском фронте. Зима, 1943 г.

 

Фронтовые летчики оценили Ту-2 по достоинству. Новый бомбардировщик по своим данным превосходил все самолеты подобного рода, участвующие в войне. Ту-2 брал бомбы более крупного калибра, был оснащен более мощным оборонительным вооружением, был надежен и прост в управлении, крепкая броня надежно защищала экипаж.

Экипаж Ту-2 готовится к вылету на боевое задание. Калининский фронт, 1942 г.

 

В боевых действиях Великой Отечественной войны приняли участие от 700 до 800 самолетов Ту-2. Первые машины попали на Калининский фронт в сентябре 1942 года, где фактически проходили летно-боевые испытания.

Первое время те немногие выпущенные Ту-2 берегли как «зеницу ока» и в основном использовали в роли воздушных разведчиков, с которой Ту-2 прекрасно справлялся.

После боевого вылета. Зима, 1942 г.

 

Летные данные и оборонительное вооружение были настолько хороши для того периода, что первое время Ту-2 могли летать на боевые задания группой и в одиночку без истребительного прикрытия. Вскоре немцы начали нацеливать на новые машины своих лучших ассов, и эти вольности кончились, однако и в этом случае Ту-2 для «мессеров» и «фоккеров» оставался тяжелой и опасной добычей.

 

 

 

1943

 

В 1943 году Ту-2 в составе 285 бад успешно участвовали в Курской битве. Решение о восстановлении производства Ту-2 в Москве правительство приняло сразу после окончания великого сражения.

ОКБ Туполева вернулось на свое старое место осенью 1943 года и продолжило работы над совершенствованием бомбардировщика. Самолет оснастили новыми двигателями АШ-82ФН, с которыми Ту-2 имел максимальную скорость 547 км/ч на высоте 5 400 м. Улучшенный по многим параметрам самолет Ту-2С появился к моменту развертывания повторной серии в конце 1943 года.

 

Летный и технический состав испытателей ВВС, проводивший доводку и испытания Ту-2С. 1943 г. 

 

Ту-2 в аэродинамической трубе ЦАГИ. 1943 г.
 

Параллельно с доработкой основной модификации самолета туполевцы постепенно восстанавливали опытное производство. И тут опять пришлось все начинать с нуля, за два года эвакуации все изменилось: в цехах завода выпускали подвесные топливные баки, в здании КБ размещались подразделение ПВО и школа ФЗУ, жилье многих вернувшихся из Омска было занято.

У А. Н. Туполева хватило энергии и на это «возрождение» и спустя некоторое время ПВО переселили на верхние этажи, для ФЗУ нашлось здание неподалеку, а конструкторы с семьями были расквартированы в двух этажах КБ.


Андрей Николаевич Туполев: «Самые тяжелые и мрачные годы войны позади. Страна выдержала небывалое напряжение, с ней вместе сумел выстоять и наш небольшой коллектив. Самое важное для нас, что мы сохранили костяк конструкторов и столяров макетного цеха... А пока нам даны три срочных и ответственных задания... все они очень важны для фронта».

По заданию ВВС конструкторы в кратчайшее время разработали и выпустили несколько опытных и серийных модификаций Ту-2.

 

 

 

1944

 

В 1944 году с началом полномасштабного производства самолета началось перевооружение этими машинами крупных авиачастей. Самолеты получила 334 бад, которая приняла участие в Выборгской операции, бомбя тонными бомбами финские укрепления, железнодорожные узлы, мосты, штабы и нанося удары по резервам противника. В ходе боевых действий, участвуя в трех массированных бомбардировках в дневных условиях, 334 бад не потеряла ни одного Ту-2.


Леонид Львович Кербер: «И коллектив и его главный конструктор могли быть удовлетворены. Сделано многое: Ту-2 запущен в крупносерийное производство. Машина получила высокую боевую оценку, своими мощными бомбами она взламывает любые укрепления гитлеровцев, а благодаря сильному оборонительному вооружению успешно отражает атаки их истребителей "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов"».

 

Ту-2 серийный. 1944 г.

 

Ту-2 участвовали в Белорусской наступательной операции, в боях в Прибалтике. 7 апреля 1945 года соединения Ту-2 совместно с Пе-2 в течение двух часов наносили бомбовые удары по городу-крепости Кенигсбергу, после чего начался налет 516 бомбардировщиков 18-й Воздушной армии (АДД). За четыре дня на город обрушилось 4 440 тонн бомб различных калибров. 10 апреля Кенигсберг пал.

 

Ту-2 строевого полка ВВС. Зима, 1944 г.

 


1945

 

В ходе боев за Берлин 6-й бак на Ту-2 эффективно поддерживал сухопутные войска. В первый же день боев за столицу Рейха 54 Ту-2 сбросили на противника 97 тонн бомб, в последующие дни интенсивность ударов Ту-2 по Берлину возрастала вплоть до его падения.

После окончания войны в Европе несколько частей 6-го бак на Ту-2 приняли участие в боевых действиях против Японии и Кореи. Ту-2 еще много лет оставался основным бомбардировщиком ВВС СССР и социалистических стран. За создание Ту-2 многие работники туполевского КБ и серийных заводов в 1944 году получили высокие правительственные награды.

 


Отчет о работе ОКБ А. Н. Туполева на заводе № 156 за 1945 г.

 

А. Н. Туполев за работу по Ту-2 в 1943 году получил Сталинскую премию, в 1944 году – Орден Отечественной войны и Орден Суворова. Ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы, а в 1945 году – звание Героя Социалистического Труда.

 

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942 по 1952 год. За это время в СССР построили 2 649 самолетов различных модификаций, из них около 1 200 - в годы Великой Отечественной войны. Ту-2 поставляли в Болгарию, Румынию, Венгрию, Польшу и Китай. В Китае машина эксплуатировалась до 1982 года.

Ту-2 с честью и отвагой сражались на западном направлении и Дальнем Востоке, внеся существенный вклад в нашу Победу.

 

Ту-2 в полете над Крымским мостом. г. Москва, 1945 г.

 

 

В проекте использованы фото из архивов ПАО «Туполев», ТАСС, С. П. Королева и из свободных источников в сети интернет.

Источник: ПАО «Туполев»

 

Также смотрите на нашем сайте в разделе «Медиа» видео под названием «Туполев Андрей Николаевич. Герои неба» (ролик снят по заказу Российского военно-исторического общества и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» в 2014 г.)