«ДОРОГА ЖИЗНИ»

24.09.2021 статья

Триумфальные ворота

«ДОРОГА ЖИЗНИ»

 

12 сентября 1941 г. начала свою работу водная трасса легендарной «Дороги жизни», связавшая блокированный Ленинград с Большой землёй и спасшая жизни многих тысяч ленинградцев.

 

Фото: Красноармейцы устанавливают деревянный настил над полыньей при прокладке трассы через Ладожское озеро. Источник: waralbum.ru

 

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург и было прервано сухопутное сообщение между Ленинградом и страной. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города оставалась Ладога.

 

Фото: Советский грузовик ГАЗ-АА на ледовой дороге через Ладожское озеро. Источник: waralbum.ru

 

12 сентября в порт Осиновец прибыл первый конвой судов, доставивший 800 т. зерна, в тот же день со сторожевого корабля «Пурга» было выгружено 60 т. боеприпасов для Ленинградского фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути. С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 тыс. 097 т. зерна, муки и крупы, более 1 тыс. 130 т. мяса и молочных продуктов и др. грузов.

 

Фото: Автомобили на водно-ледяной трассе Ладожского озера — «Дороге Жизни». Источник: waralbum.ru

 

С началом зимы и ледостава вступила в действие ледовая трасса, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Особо важное значение «Дорога жизни» имела в первую блокадную зиму 1941-1942 гг., когда по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тыс. т. грузов, переправлены с полным вооружением 6 стрелковых дивизий и танковая бригада.

 

Фото: Грузовые автомобили вывозят людей из Ленинграда. «Дорога Жизни» — единственный путь в осажденный город для его снабжения, проходил по Ладожскому озеру: по воде или по льду в холодное время года. Источник: waralbum.ru

 

Одновременно были эвакуированы 539 тыс. 400 человек, около 3,7 тыс. вагонов промышленного оборудования и другого имущества. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1 млн. 615 тыс. т. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек. Для подачи нефтепродуктов в осаждённый город, по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.

 


Фото: Движение транспорта по «Дороге жизни» в марте 1943 года. Источник: waralbum.ru

 

18 января 1943 г. со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. «Дорогу жизни» сменила «Дорога Победы» — железная дорога от Ленинграда к Волхову.

 


Фото: Регулировщица на въезде на ледяную «Дорогу жизни» у деревни Коккорево. Источник: waralbum.ru

 

В 1974 г. на станции Ладожское озеро близ Осиновца был сооружён мемориальный вокзал-памятник.

 

Источник: kobona.ru

 

 

Лит.: Дорога Жизни [Электронный ресурс] // Деревня Кобона. Б. д.; Ковальчук В. М. Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. Л., 1975; Харитонов А. Д. Легендарная ледовая трасса. М., 1965.

 

Источник: © Президентская библиотека